Оппоненты действующего американского президента – республиканцы, одержали уверенную победу на промежуточных выборах в Конгресс США. Представители республиканской партии укрепили большинство в Палате представителей и стали доминировать в Сенате. Таким образом, «слоны» впервые за 8 лет получают контроль над обеими палатами парламента. Впрочем, вотум недоверия администрации Барака Обамы, едва ли приведет к улучшению российско-американских отношений. Поскольку в результате довыборов в Конгресс заметно усилилось ультраправое крыло республиканцев, которые если и критикуют президента, то исключительно за излишнюю, по их мнению, «мягкость» в отношении России. Представители вашингтонских «ястребов» традиционно настаивают на решении проблем военными методами. В этом плане весьма показательна фигура одиозного сенатора Джона Маккейна, который известен своими оскорбительными демаршами в адрес Владимира Путина и России, в целом.
Справедливости ради стоит заметить, что внешняя политика Белого дома находится в ведении президента. Однако установление партийного контроля над Сенатом со стороны республиканцев может привести к радикализации международной повестки США, включая украинский вопрос.
Да, есть такое условное разделение - республиканцы «ястребы», а демократы «голуби мира», но это не главное, считает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
– Промежуточные выборы в США представляют собой подготовку к президентским выборам, которые состоятся в следующем году. Было изначально понятно, что республиканцы возьмут Конгресс. Несмотря на показную агрессивную риторику политика демократов терпит фиаско внутри США. Однопартийцы Обамы теряют поддержку со стороны избирателей. Прежде всего, это связано с провалом внутренней политики в плане реализации тех обещаний, благодаря которым действующий президент пришел к власти.
Американское общество болезненно реагирует на неудачу с реализацией программы здравоохранения Obamacare. Рядовых избирателей также волнует объявленная миграционная амнистия нелегалов, которая позволит миллионам приезжих получить гражданство после многолетнего процесса интеграции.
Агрессивная внешняя политика администрации Обамы должна была отвлечь население от внутренних проблем, а получилось наоборот. Она только усугубила ситуацию. Санкционная риторика, беспрецедентная со времен Холодной войны антироссийская медийная кампания только усугубили мрачные настроения внутри американского общества.
«СП»: – Получается, переборщили с «негативом»?
– Белый дом откровенно переборщил с информационной «чернухой», и это сработало не в плюс, а в минус. За оставшееся до президентских выборов время трудно представить, что должно произойти, чтобы эта тенденция изменилась. Демократы, очевидно, выпускают власть из своих рук.
«СП»: – Могут ли «ястребы» с Капитолия заставить Белый дом действовать еще более агрессивно?
– Не думаю. Конечно, республиканцы традиционно более жестки в плане риторики, но при этом демонстрируют более прагматичный подход. Когда у власти находились республиканцы (еще во время существования СССР) у нас были условно ровные отношения. Им присуща более открытая и честная внешняя политика, американские «слоны» называют вещи своими именами. В основе их идеологии дискурс европейских консерваторов.
«СП»: – А как же громкие заявления Джона Маккейна.
– Этот персонаж играет такую же роль в американской политике как российский лидер ЛДПР. Маккейн придерживается радикальной риторики для производства замеров общественного мнения по тому или иному вопросу. Это типаж, а не образ действия. Если и были когда-либо возможны наши договоренности с США, то, как правило, в период, когда у власти находились республиканцы.
Выборы в Конгресс США не окажут особого влияния на российско-американские отношения, уверен ведущий научный сотрудник Института общественных наук ФГУ РАНХиГС Сергей Беспалов.
– С точки зрения американского истеблишмента результаты политики администрации Обамы на этом направлении достаточно успешны. В Европе фактически восстановлена блоковая дисциплина. Вопреки собственным интересам европейцы ввели санкции против России. Причем в таком объеме, в котором настаивали США.
Хотелось бы обратить внимание, что режим пролонгации санкций для Америки очень удобен. В том смысле, что они введены на бессрочной основе. Решение об их смягчении или отмене будет приниматься консенсусом со стороны стран ЕС. То есть США через своих сателлитов могут в любой момент заблокировать принятие невыгодного им решения.
Наконец, администрация Обамы много сделала для того, чтобы подтолкнуть Европейский Союз к заключению стратегически невыгодного для него соглашения о создании Трансатлантической зоны свободной торговли. В этом отношении американские демократы и республиканцы будут действовать солидарно. Республиканцы критикуют деятельность Обамы за якобы чрезмерную мягкость в отношении России. Но, если отбросить предвыборную риторику, в содержательном плане я не вижу серьезных разногласий между основными партиями США.
Единственно, возрастает вероятность того, что антироссийские санкции будут закреплены не просто указами президента, но и на уровне законодательных актов. Как известно, Обама до сих пор выступал против этого.
«СП»: – В прежнем составе Сената за принятие такого решения было отдано большинство голосов.
– В конечном итоге, определяющим фактором станет не количество мест, принадлежащих республиканцам или демократам, а внутрипартийные расклады в той и другой партии.
«СП»: - А как результаты выборов отразятся на политике США в ближневосточном регионе?
- Что касается ближневосточного направления, то здесь различия между партиями имеют более существенный характер. Во-первых, республиканцы традиционно в большей степени поддерживают Израиль. При этом между администрацией Обамы и Тель-Авивом возникла определенная напряженность. Вашингтон предпринял шаги по сближению с Ираном, что не устраивает многих лидеров республиканской партии. Применительно к ближневосточной политике конфликт между двумя американскими партиями носит более серьезный характер. Хотя не факт, что Обама после поражения на промежуточных выборах отдаст инициативу на международной арене.
«СП»: – Возможен ли размен по Ближнему Востоку между Москвой и Вашингтоном?
– Обычно республиканцы занимают более прагматичную позицию, но в данной ситуации не совсем понятно, что могла бы предложить Россия в качестве разменной карты. Сказать, что мы играем ключевую роль в современной ближневосточной политике, было бы преувеличением. Москва поддерживает контакты с режимом Асада. Если бы она проявила готовность отказаться от поддержки сирийских властей, это могло бы повлиять на политику американцев в украинском вопросе.
Но в отличие от ситуации двухлетней давности, США сами заинтересованы в том, чтобы в столице Сирии сохранился светский режим. В этом смысле я не вижу сценариев для размена.
«СП»: – Победа оппозиции США на выборах в Конгресс может рассматриваться как предвестник смены администрации?
– Обычно так и бывает. Но в нынешней ситуации прогнозировать что-либо рано. В последних двух президентских кампаниях у республиканской партии не было сильных кандидатов. Какой будет ситуация через два года, сказать пока достаточно сложно. До сих пор у республиканцев, как и прежде, нет явного фаворита. В то время как у демократов в этом качестве выступает Хиллари Клинтон.
Конечно, следует принимать во внимание ее возраст и не вполне однозначные результаты деятельности на посту госсекретаря США. Трудно судить, насколько это сильный кандидат. Но, по крайней мере, она существенно более узнаваема, обладает серьезным внешнеполитическим опытом, если сравнивать с кем-либо из потенциальных кандидатов от республиканской партии. Конечно, на президентских выборах основную роль будут играть внутриполитические сюжеты (проблемы иммиграционной и налоговой политики). В любом случае представители республиканской партии будут строить свою кампанию на критике действующей администрации Обамы.
Политолог и историк Андрей Фурсов призывает не относиться слишком серьезно к партийным рокировкам в США.
– Республиканцы и демократы уже давно эволюционировали в сторону друг друга, особой разницы между ними нет. Те финансовые кланы, которые реально правят Америкой, вкладывают как в демократов, так и в республиканцев. И этот партийный «маятник» качается уже много лет. Мне это напоминает анекдот, где один известный герой говорит: «сегодня будет смена носков – первый барак меняется носками со вторым». Согласитесь, придавать этому особого значения не стоит. Тем более, с точки зрения изменений во внешней политике. Внешней политикой США занимаются профессиональные администраторы, которые не связаны жестко с партийными машинами.
Это рутинный процесс, но он накладывается на личные качества Барака Обамы, который заслужил репутацию едва ли не самого слабого президента США за всю историю страны. Думаю, американские расисты получили повод позубоскалить – вы хотели такого президента, вы его и получили. Мои знакомые из США признаются, что нынешний хозяин Белого Дома имеет рекордный антирейтинг. Причем, к Обаме негативно относятся представители совершенно разных социальных групп.
«СП»: – Можно предположить, что после подавления восстания в Фергюссоне действующий президент выпал из фавора и у афроамериканцев.
– Разумеется. Провал внутренней политики Обамы стимулировал циклический процесс смены демократов на республиканцев. Ничего специфически драматического здесь нет. Не стоит придавать особого значения оголтелой русофобской риторике таких персонажей как Джон Маккейн. В каждой партии есть свои «деревенские дурачки». Но в основном республиканцы - это прагматичные люди. Позиция США в отношении России будет определяться одной вещью – нашей собственной силой. Если медведь силен и не пускает в свою тайгу, с ним придется договариваться. Вне зависимости от того, кто будет у власти в США, они сделают все, чтобы ослабить или подорвать существующий в России режим. У нас нет друзей в Америке. То, что республиканский конгрессмен из Техаса Рон Пол сказал хорошие слова о Путине и России, это ничего не меняет. По сути это «глас вопиющего в пустыне», рассчитывать на великодушие американцев не стоит.
|