Украинский кризис — это следствие поражения российской олигархии. На этом фоне Запад продолжает готовить провокации, и, вероятно, уже к 2016 году будет планироваться некое политико-идеологическое движение наподобие того, что было на Болотной площади. К таким выводам пришли эксперты во время прошедшего накануне в «Росбалте» заседания интеллектуального клуба «Свободная мысль». За дискуссией следила корреспондент «БИЗНЕС Online».
ФОРМИРОВАНИЕ АРМИИ ДЛЯ ВТОРЖЕНИЯ В КРЫМ
Накануне в московском пресс-центре «Росбалта» прошло заседание интеллектуального клуба «Свободная мысль», посвященное вопросу «Как не допустить перерастания противостояния с Украиной во вторую Февральскую революцию?» Мероприятие открыл директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Прежде всего, по его мнению, переворот на Украине, устроенный Западом, следует считать ударом по России. «Этот удар продолжается, — уверен он. — Американцы категорически поставили задачу Порошенко к 1 сентября взять Луганск и Донецк». Впрочем, Делягин полагает, что сделать это украинские силовики не смогут. «Последующая реакция американцев непонятна: что они будут делать 31 августа, когда станет ясно, что троечник Порошенко провалил домашнее задание?» — добавил он. Делягин полагает, что хотя провокация с малайзийским «Боингом» провалилась, Запад будет придумывать другие провокации. «И не будем забывать о том, что, с одной стороны, мы видим истощение сил Украины, но, с другой стороны, мы видим попытку формирования достаточно серьезной армии, которая предназначена не для Луганска и Донецка, а для вторжения в Крым», — подчеркнул он.
В то же время в России экономическая ситуация день ото дня становится только хуже, уровень жизни падает еще с прошлого года. И либеральная пропаганда вряд ли упустит свой шанс. «Я думаю, и население, и бизнес уже через месяц будут четко знать, что во всем виноват Путин — это первое, — предупредил Делягин. — Если в кране нет воды, значит, Путин должен уйти — это второе. Либеральная пропаганда работает интенсивно, достаточно изобретательно». Он подчеркнул, что сегодняшний либерализм — это выражение фашизма, и он несет угрозу второй Февральской революции.
«ПОБЕДИТ ПАРТИЯ ВОЙНЫ»
Политолог Сергей Заворотный, пять лет пробывший советником экс-премьера Украины Николая Азарова, начал с анализа действий ополченцев, которые, по его словам, понимают, что вскоре наступит отопительный сезон, а уголь до сих пор ни к одной теплоцентрали не завезен. Более того, оставшиеся в Донецке и Луганске жители нуждаются в продуктах, которые по понятным причинам также нет возможности завезти. «Можно сегодня говорить о приближающейся гуманитарной катастрофе зимой в этих регионах», — считает он. В итоге осенью оттуда хлынут беженцы в Россию, а это около 1,5 млн. человек. Заворотный уверен, что об этой проблеме надо говорить уже сейчас: России стоит осознавать масштаб бедствия. Именно по этим причинам и активизировались ополченцы: необходимо отодвинуть линию военных действий от городов, чтобы ни жители, ни они сами не оказались зимой заложниками ситуации. Вторым путем решения проблемы Заворотный видит инициирование обсуждения в Совете безопасности со стороны России. Причем следует привлечь и Европу, куда также направятся беженцы.
Заворотный отказался видеть проблему возможной новой Февральской революции и указал на то, что, скорее, тема актуальна для Украины, где, согласно опросам общественного мнения, доминирует усталость от войны: «Все хотят прекращения войны. Это очевидно». Однако украинская пропаганда продолжает работать: треть жителей той же Харьковской области предлагает продолжать спецоперацию (треть высказывается за переговоры с ополченцами). Делягин считает этот факт наглядной иллюстрацией катастрофы, которая случилась с Россией на Украине, так как, согласно тем же опросам, за союз с Россией в том же Харькове выступала половина населения: «Вот такая динамика: недавно за союз с Россией — половина, сейчас за переговоры с ополченцами — только треть, и это хороший результат».
Между тем Заворотный подчеркнул, что настроения медленно, но меняются, во-первых, в Западной Украине, куда ушли первые гробы с погибшими, во-вторых, позицию пересмотрели афганцы: «Они были за майдан, участвовали в майдане, афганцы сформировали свои батальоны. Общим лейтмотивом становится такая идея: «Идеалы майдана преданы». Это была антиолигархическая, демократическая революция. Мы сейчас видим у власти президента-олигарха, олигархические разборки. Сегодня украинский олигархат демонстрирует, что проблемы страны его не волнуют, а волнует передел собственности, финансовые потоки». По мнению Заворотного, после парламентских выборов 15 октября настроения населения катализируются — оно разочаруется. «Система отлажена, выборы пройдут под контролем, и победит партия войны», — сказал Заворотный, добавив, что ему известны механизмы. Таким образом, проигравшие активизируются и «Февральская революция» не заставит себя долго ждать. «Как говорил Ленин, год политического развития на Украине сегодня равен нескольким годам мирного развития царского режима», — заключил Заворотный.
Политолог Александр Нагорный считает, что именно на Россию свалится проблема поддержки Новороссии, тогда как бюджет не бесконечен. Холодная война также потребует дополнительных средств и программ. Однако главную проблему он видит в неотрегулированности кадровой ситуации в исполнительной власти, отсутствии ясной идеологической платформы. Парадокс ситуации в том, что и Вашингтон находится в сложной ситуации: под ним «разъезжаются стулья, на которых он сидит» — Ближний Восток и Европа, в частности, Украина. Последняя, по словам Нагорного, уже через полтора-два месяца, когда начнется отопительный сезон, «впадет в полуобморочное состояние». «Мы видим ситуацию бега наперегонки: кто быстрее попытается упасть и кто этим раскладом воспользуется, — прогнозирует политолог. — Я считаю, зимне-осенне-весенний период 2014 - 2015 годов Россия пройдет с большими сложностями, но пройдет. Однако за рамками 2014 - 2015 годов возникают совершенно явные причины для крупных социальных явлений, которыми воспользуются противники Кремля с разных политических сторон. Мне представляется, что как раз 2016 год будет походящим годом для планирования некоего политико-идеологического движения по типу, что мы видели некоторое время назад на Болотной площади».
«ЖАДНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ОЛИГАРХИИ ПРИВЕЛА К УКРАИНСКОМУ КРИЗИСУ»
Историк Андрей Фурсов сделал экскурс в историю, а именно: проанализировал причины Февральской революции 1917 года. Тогда, напомнил он, было пять заговоров: внутри царской семьи, среди генералов, московской буржуазии, думских масонов, а также британцев и французов. «Что такое была Февральская революция, если свести ее к чистой логике? — задал вопрос Фурсов. — Это возникновение вакуума власти, власть оказалась сведена к одному лицу, которое никого не устраивало, которое оказалось на скрещении противоречий национальных, международных. И тогда у олигархии создалось впечатление, что если это первое лицо убрать, то все будет хорошо. То есть Февральский дворцовый переворот — это сдача олигархией первого лица». Он добавил, что олигархи тогда ошиблись — лучше не стало и прежде всего им самим.
Украинский кризис, полагает Фурсов, связан как с процессами внутри России, так и в мире, прежде всего с кризисом в США: «Стратегия нового хаоса» двигалась по Ближнему Востоку и дошла до Сирии, где преградой стала «российско-китайская стена», что огорчило американцев. Украина — асимметричный ответ на все эти вещи». При этом он уверен, что украинский кризис свидетельствует о поражении российской олигархии: «20 лет ее представители с украинскими олигархами пели песни во дворах, американские партнеры работали со всеми социальными группами, не только с олигархами — вот эта классовая тупость, алчность и жадность российской олигархии и привела к украинскому кризису. Этот американо-нацистский, американо-бандеровский переворот надо рассматривать как поражение российской олигархии. А Крым — это лишь выигранное очко в проигрываемой партии».
Но сможет ли Россия противостоять глобальной олигархии? Фурсов отметил, что здесь есть несколько факторов. Во-первых, на нынешних властях «печать поражения» — они не привыкли побеждать. Во-вторых, большая часть правящего слоя привыкла делить, а не создавать, а отсюда низкий профессионализм, нежелание напрягаться. В-третьих, есть привычка к подчинению. В-четвертых, определяющий фактор — психологический портфель: гешефтная психология, социокультурная маргинальность, отсутствие стратегической культуры и невладение мировой повесткой дня. Фурсов считает, что таким образом невозможно противостоять глобалистам. А вот советская система с ее идеологией в этом смысле — удачный пример. «Серьезное противостояние в современном мире, это четыре-пять лет, дальше сложнее, требует совершенно иного подхода и к своему историческому прошлому, и к реальности, и к экономической стратегии, и к социальной стратегии», — считает Фурсов. Историк предсказал, что путинский режим Запад совместно с пятой колонной «будут валить под крики о борьбе с коррупцией». Таким образом, полагает он, постараются окончательно решить русский вопрос.
РПЦ ВЫУЧИЛА УРОКИ ИСТОРИИ
Председатель и официальный представитель в России русского исторического общества за границей Петр Александров-Деркаченко предложил, прежде чем говорить о второй Февральской революции, вспомнить, на чем была основана первая. По его мнению, на все последующие события после февраля повлияла русская православная церковь, которая не осудила отречение Николая II, а приняла. Почему это произошло? Александров-Деркаченко напомнил, что еще с Петровских времен император совмещал в себе государственную и церковную власти, патриарха не было. «После отречения императора сложилась ситуация, когда православная церковь лишалась своего харизматического лидера, своего, я бы сказал, главного контролера и оставалась в абсолютно автономном режиме со всем своим имуществом и со своим колоссальным влиянием на население, — указал он. — То искушение, которое было предоставлено руководству РПЦ тогда, они не смогли преодолеть, полагая, что в дальнейшем это укрепит их позиции, создаст новые возможности развития для православия». Чем все закончилось тогда, все сегодня помнят.
Александрову-Деркаченко та ситуация напомнила то, что сейчас происходит на Украине. Во время майдана украинская православная церковь заявила о своем невмешательстве и не делала никаких заявлений. Даже когда Виктор Янукович сбежал, церковь тоже молчала. Эксперт считает, что в итоге церковь на Украине не может ни предотвратить войну, ни способствовать примирению. Иная ситуация в России, где РПЦ выучила уроки истории: «Наш патриарх — это человек, который очень хорошо знает историю и знает, чем для церкви заканчиваются игры в политику. Поэтому в случае каких-либо попыток свержения власти, проведения революции позиция будет однозначна — она никогда этого не признает и будет осуждать».
|