Реформа Столыпина привела к революции 1917 года?
12.04.2012
Столыпин - одна из самых ярких и противоречивых фигур в истории России 20 века. Еще при жизни саратовский губернатор, министр внутренних дел, премьер-министр страны имел много врагов среди революционеров, политиков, просвещенной интеллигенции. Недаром один из первых указов Временного правительства Керенского - снос памятника премьеру на месте гибели в Киеве. Сооружен он был на народные пожертвования. Только в Киеве за ТРИ дня собрали необходимую сумму. Временщики в 1917-м устроили показательную казнь - накинули стальную петлю на памятник и сдернули с пьедестала, на котором были высечены слова «Петру Аркадьевичу Столыпину - русскіе люди». Тогда же либералы снесли и памятник премьеру в Симбирске (ныне Ульяновск). А уж при советской власти Петра Аркадьевича и вовсе клеймили как реакционера, черносотенца, кровавого палача, обервешателя, верного слугу царского режима. Памятников не осталось благодаря Керенскому, так уже при Хрущеве даже его могилу в Киево-Печорской Лавре под покровом ночи закатали асфальтом без следа. А гранитный крест и надгробную плиту зарыли в укромном месте. Уже при Горбачеве писатель Валентин Распутин на съезде народных депутатов повторил слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, господа, а нам нужна великая Россия!» Это вызвало ярость новоиспеченных советских демократов, фразу назвали девизом антиперестроечных сил. При Ельцине Столыпина стали называть главным реформатором России. А в прошлом году ведущие чиновники страны принялись собирать деньги на его памятник в Москве у здания правительства.

- Пётр Аркадьевич Столыпин был, безусловно, выдающейся личностью, - говорит директор Центра русских исследований Московского гуманитарного университета Андрей ФУРСОВ. - Высокообразованный человек, патриот России, государственник. Наконец, просто мужественный человек. Как-то не побоялся войти в возбуждённую толпу, а ражему детине, имевшему явно недобрые намерения, бросил на руки свой плащ: «Подержи, братец!» А жизнь под постоянной угрозой покушения?

- Корр. - Террористы более десятка раз совершали на него покушения! При взрыве бомбы в петербургском особняке Петра Аркадьевича серьезно пострадали его малолетние сын и дочь. Царь тогда предложил премьер-министру значительную денежную помощь. Тот отказался: «Я не продаю кровь своих детей!»

- Повторяю, он был мужественный человек! Однако если от личности перейти к результатам деятельности, то здесь всё не так гладко. Сегодня, в отличие от советского времени, Столыпина называют стратегом, аграрная реформа которого, если бы хватило времени, могла предотвратить революцию. Мол, пойди Россия по столыпинскому пути, всё было бы хорошо. Сама столыпинская реформа рисуется в розовом свете, пишут даже о её успехе, о том, что она могла существенно изменить русское сельское хозяйство.

Всё это не соответствует действительности. Начнем с того, что главная цель реформы была не аграрно-хозяйственная, а социально-политическая, можно сказать, классовая. Революция 1905–1907 годов ясно показала, что крестьянская община - готовая структура сопротивления. Отсюда задача - общину развалить. Это - во-первых. Во-вторых, целью реформы было создание слоя-волнореза справных крестьян, которые в деревне должны были стать опорой власти и господствующих групп. Умный городской человек XIX века, Столыпин, однако, не понимал некоторых реалий русской деревенской жизни начала ХХ века. В 1916–1917 годах именно те, на кого рассчитывал Столыпин, и кто действительно кое-что выиграл от его реформы, повели деревенскую голытьбу грабить помещичьи усадьбы. И пока голытьба жгла библиотеки, гадила в гостиных, тащила рояль на улицу («Недаром чумазый сброд / Играл по дворам на роялях / Коровам тамбовским фокстрот." - писал очевидец тех событий Сергей Есенин), а потом топила в пруду, хозяйственные мужички - «надёжа» Петра Аркадьевича - грузили барское барахлишко на подводы и свозили к себе во двор. Это был русский крестьянский ответ Столыпину.

Не удалось ему разбить общину. Выделилась из неё только четверть крестьян-домохозяев (2,5 млн. человек). Из них 40% продали землю и переселились за Урал.

- То великое переселение было частью знаменитой столыпинской реформы! Осваивались свободные земли в Сибири, а в перенаселенном центре России сглаживались конфликты из-за недостатка землицы. Тогда же появился особый «столыпинский вагон» для перевозки крестьян вместе со скарбом и домашней скотиной! При большевиках «столыпиным» стали называть зарешеченный вагон для перевозки заключенных. Еще одна ложь!

- Переселенческая политика не увенчалась успехом. За 10 лет с места снялось 3 млн. человек. Однако большинство поехало не в Восточную Сибирь, как планировалось, а «застряло» на Урале и в Западной Сибири. А свыше полумиллиона и вовсе вернулись обратно. Но и в европейской части реформа, как показали 10 лет, прошедшие с её начала, по сути провалилась. Гражданская война «полыхала от темна до темна» именно там, где столыпинская реформа достигла наибольших результатов - на юге (Екатеринославская, Херсонская и Таврическая губернии) и востоке (Самарская и Саратовская губернии). Самое главное: к 1920 году крестьяне вернули в общинную собственность 99% земли!

Иными словами, реформа не только не достигла своих целей, но во многих отношениях оказалась контрпродуктивной. А ведь умные люди предупреждали Столыпина, что его реформа может привести к революции. Дело в том, что в центральной части России, чтобы «жить с земледелия», нужно было 4 десятины (чуть более 4 гектар) на человека. На момент проведения реформы было примерно 0,4 десятины – и это при наличии общинной собственности. Столыпин решил устранить эту проблему путём создания относительно крупного индивидуального землевладения. Крестьянство этот путь не приняло. После чего в качестве единственного варианта оставалось крупное коллективное землевладение - его и реализовали большевики в виде колхозов.

Столыпин был весьма незаурядным человеком. Однако неверно оценивал ситуацию как в деревне, так и в правящей верхушке, где у него оказалось немало врагов. Опасались Столыпина и революционеры - он был одним из немногих деятелей в неорганичной и чуждой ему разложившейся и коррумпированной российской высшей бюрократии, который был готов на жёсткие меры.

- В начале прошлого века Россию накрыла волна террора. Революционеры убили свыше 9 тысяч человек. От дяди царя, министров, других высоких чинов до простых граждан. Эту волну насилия смогли остановить лишь военно-полевые суды, виселицы для террористов, введенные новым премьер-министром. Когда же один политик публично назвал эти виселицы «столыпинским галстуком», Петр Аркадьевич вызвал его на дуэль. Политик пошел на попятную, извинился за свои слова. Но выражение про веревочный "галстук" имени премьера осталось. А уж как клеймила Столыпина наша родимая интеллигенция за суровые меры к террористам-убийцам! С приходом большевиков эта интеллигенция сама пострадала.

- «Не запугаете!» - отвечал Петр Аркадьевич. После его гибели во власти, увы, не нашлось людей, способных накинуть верёвочный галстук на шею террористам и сказать царю главное мужское слово - «нет!»

- Когда террорист смертельно ранил премьера в киевском театре, Петр Аркадьевич опустился в кресло и голосом, слышным всем, кто находился недалеко от него, произнес: «Счастлив умереть за Царя». Увидя Государя, вышедшего в ложу, он на виду у всех благословил его широким крестом. Столыпину было всего 49 лет! Кто мог стоять за этим громким убийством, потрясшим страну? Ясно, что именно Столыпин был мишенью убийцы, а не Николай Второй. И как удалось террористу-«одиночке» с оружием пройти в особо контролировавшийся столичной и киевской полицией театр, где были царь, премьер-министр и другие высокие гости?

- По-видимому, так же, как и за убийством министра внутренних дел Плеве, градоначальника Москвы Великого князя Сергея Александровича и ряда других высокопоставленных жертв кровавого террора - представители высшего чиновничества Российской империи, действовавшие руками революционеров-террористов. Впрочем, и у революционеров был свой интерес. Хочу напомнить, что в конце XIX века в России возникла специфическая субкультура - полицейско-провокаторско-революционная. В которой фигура провокатора связывала полицейский и революционный «края». Обычно вспоминают Азефа и его полицейских «кураторов». Но у Азефа был сильный предшественник - Дегаев. Руководитель народовольцев в первой половине 1880-х годов и одновременно - агент шефа жандармов Судейкина. Тот с помощью террориста (громкие политические убийства и/или их предотвращение) хотел сделать карьеру, стать министром внутренних дел. Из этого ничего не вышло: Дегаева разоблачил революционер Герман Лопатин и заставил организовать убийство Судейкина в обмен на жизнь и возможность навсегда уехать из России. В конце XIX - начале ХХ веков царская охранка активно работала по революционному движению, пыталась направлять его, используя в своих ведомственных и политических интересах. Так же действовал КГБ в 1970-х - начале 1980-х годов по отношению к диссидентам.

- А результат полицейско-чекистских игр? Рухнули и царская Российская империя и Советский Союз. Заигрались ребятки! А смог бы Столыпин предотвратить революцию 17-го года, останься он в живых после одиннадцатого покушения?

- Нет, не смог бы. В деревне революцию он сам подталкивал, а в столице стремительно олигархизировавшаяся, напичканная британской и немецкой агентурами влияния самодержавная машина отторгала таких людей, как Столыпин. Если бы премьер-министра не убили, то властная машина вскоре сама выбросила бы его. А так она решила вопрос с помощью Мордехая Богрова.

- Но остался его завет: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

- Это замечательное заявление. Те люди, которые в 1990-е годы стали поднимать Столыпина на щит и набиваться чуть ли не в наследники, так называемые «реформаторы» - на самом деле экспроприаторы и губители России, работавшие именно на потрясения и против величия страны.

- Результат «реформ» мы видим.

- Петр Аркадьевич таким руки бы не подал, а кое-кому вполне мог бы «выписать» «галстук».

Нужно помнить: Столыпин готов был жизнь положить за Россию и положил. И уже поэтому достоин уважения.
Источник:
| Категория: Пресса | Просмотров: 7763 | Добавил: Admin
Всего комментариев: 0
avatar
Фурсов Андрей Ильич – русский историк, обществовед, публицист, социолог.

Автор более 200 научных работ, в том числе девяти монографий.

В 2009 году избран академиком Международной академии наук (International Academy of Science).

Научные интересы сосредоточены на методологии социально-исторических исследований, теории и истории сложных социальных систем, особенностях исторического субъекта, феномене власти (и мировой борьбы за власть, информацию, ресурсы), на русской истории, истории капиталистической системы и на сравнительно-исторических сопоставлениях Запада, России и Востока.
Комментарии
Ролик не соответствует заглавию.
Нужно выступление А.И. Фурсова на заседании общества динамического консерватизма.

Христианство вообще не имеет никакого отношения к учению И.Христа. Ни католическое, ни православное, ни какое другое. Христос проповедовал то, что сегодня именуется буддизмом. Включая реинкарнацию. Кому интересно, тот без труда найдет его прямую речь об этом в Новом Завете. А то, что задвигают в глупые головы под названием христианство - это совершенно чуждый любому разумному человеку иделогический продукт.

С точки зрения христианства, которое отчасти и в сильно извращённой, а точнее илеологизированной форме поддерживают англо-саксоны, патологическое враньё англо-саксонов везде и всем действительно можно считать феноменом, если и конечно не подойти к этому феномену с точки зрения идеологии.
Когда казалось бы правду говорить гораздо легче и проще.
Видимо все дело в различии понимания сути христианства, как истинной свободы.
В России православие позволяет освободится от смертных



Аренда прокат катера аренда катера с капитаном.
Телеграм-канал АИФ
Курс Лекций
Архив записей