Война и мир на сопках Маньчжурии
30.01.2014
Совсем скоро, 9 февраля, исполнится 110 лет со дня начала Русско-японской войны. Поражение в ней показало отсталость Российской Империи и обнажило колоссальные внутренние противоречия в обществе. «Маленькая и победоносная» война привела к территориальным потерям и стала катализатором Первой русской революции. К сожалению, сегодняшняя реальность показывает, что нынешнее руководство государства не учитывает исторические уроки, и наш народ не застрахован от новых потрясений.

До прямого столкновения с японцами Российской империи на Дальнем Востоке постоянно сопутствовала удача. Россия, будучи участником франко-германо-русской интервенции заставила Японию отказаться от претензий на Ляодунский полуостров близ Кореи, а потом в союзе с семью другими державами оккупировала Маньчжурию. Понятно, что усиление России не нравилось всем остальным значимым игрокам в регионе. Но пока японцы платили большие налоги на перевооружение армии, в правящих кругах нашей страны царило благодушное настроение. Закончилось все печально.

Если посмотреть на нынешнее положение дел на Дальнем Востоке, то можно увидеть некоторые аналогии с началом XX века. Стремительными темпами развивается Китай, Южная Корея показывает успехи в экономики и технологиях, Северная Корея смогла изготовить ядерное оружие. Не отстает и Япония.

Самое главное, что наши соседи прямо говорят о своих территориальных претензиях. Япония, которая после безоговорочной капитуляции во Второй мировой войне была вынуждена вернуть России Курильские острова и пол-Сахалина, постоянно поднимает тему «северных территорий» и напоминает о том, что у нас нет мирного договора и мы, якобы, до сих пор официально в состоянии войны.

Если же взять учебники по истории для школ КНДР, то там можно увидеть множество карт, где наше Приморье раскрашено в цвета исконной корейской территории.

По мере роста экономической мощи Китая увеличивается и официальная историография китайской государственности. Чуть ли не на сто лет каждый год. Кто даст гарантию, что в один «прекрасный» момент руководство в Пекине не заявит своему народу, что настало время выступить против олигархического империализма России и вернуть родные земли? А ведь, кстати, территория Приморского края, Еврейской автономной области, половины Хабаровского края и части Амурской области действительно считалась китайской. Цинская империя вынуждена была согласиться на условия России после унизительной и разорительной Второй Опиумной войны.

Есть ли чем ответить России, если другие государства вдруг решат, что наше государство ослабело? И, главное, как не допустить этого?

По мнению историка Андрея Фурсова, ответы на многие вопросы можно найти как раз при анализе Русской-японской войны:

– У Русско-японской войны есть два урока: внутренний и внешний. Внутренний заключается в том, что к поражению в войне привели слабая власть и генералитет, заигравшийся в политических играх. Как известно, в тех событиях много ошибок совершил генерал Алексей Куропаткин. Он делал всё, чтобы Сергей Витте вернулся в большую политику, а для этого нужно было, чтобы Россия не выиграла войну. Он не желал поражения Русской армии, но участвовал в интригах. Собственно, после выполнения поручения о заключении Портсмутского мирного договора с Японией Витте и стал премьером.

Сама ситуация, когда генерал вместе с бывшим высокопоставленным человеком играет против своей страны и царя, свидетельствует, что отсутствует жесткий контроль со стороны власти. При Сталине и даже при Брежневе такую ситуацию невозможно было представить. И это один из главных уроков той войны: нельзя допускать рыхлости власти.

Интересно посмотреть, как вообще была допущена Русско-японская война. Немалую роль сыграли родственники царя, устраивавшие интриги в Корее. Это показывает, насколько была коррумпирована верхушка Российской Империи. Это тоже очень важный урок: коррумпированное государство не может выигрывать даже локальные войны из-за управленческого маразма.

Внешний урок тоже важен для нас. Япония смогла напасть на Россию и победить только при поддержке Великобритании, с которой в 1902 году заключила договор о поддержке в войне. А британцам война была нужна. С конца 1880-х годов Британия решила ослабить Германию, как своего конкурента. Но для этого надо было создать континентальный блок. Так в 1891 году появился Франко-русский союз.

Изначально французы скептически относились к союзу с Россией. Тогда за дело взялся Папа Римский, который не хотел участвовать в подобных играх, но был должен большую сумму Ротшильдам. В итоге Папа Римский убедил французов пойти на сближение с Россией.

После этого британцы должны были сделать следующий ход и показать французам, которые были недружественно настроены к Англии, что Россия не очень сильная страна и Франции нужен еще какой-то союзник. Русско-японская война решила эту задачу. Одновременно был заблокирован выход России в Тихий океан, и наша страна выпала из конкурентной борьбы с Великобританией за влияние в этом регионе.

После Русско-японской войны началось сближение Франции и Англии. Лондону оставалось договориться с русскими, что и произошло в 1907 году созданием Антанты. Причем в этом союзе Великобритания не несла практически никаких обязательств.

Урок состоит в том, что всегда надо смотреть на долгосрочные планы твоего противника. А горизонт планирования у англичан в конце XIX века был очень длинным.

Одним словом, итоги Русско-японской войны стали провалом коррумпированной олигархической верхушки во внешней и внутренней политике. Автор одной из самых интересных книг о русских реалиях того времени, отец генерала Петра Врангеля ученый Николай Врангель прямо писал об «олигархизации самодержавия». А такая власть неизбежно проигрывает все войны. Отсюда вывод: бороться с коррупцией и давить «пятую колонну».

«СП»: – Насколько верны параллели между тем и нашим временем?

– Все аналогии в истории носят относительный характер. Всё-таки прошло больше ста лет. Мир начала XX века и мир нынешний совершенно разные. Хотя бы потому, что сейчас у нас есть ядерное оружие, и мы остаемся единственной страной, которая может нанести главному игроку в мире – Соединенным Штатам – неприемлемый ущерб. Это сильно охлаждает всех наших соседей. Но что будет к концу 2020-х годов? Значит, нам надо модернизировать армию и активно бороться с «пятой колонной».

Опыт Русско-японской войны показывает, что действия «пятой колонны» были очень активными. Как умышленные, так и стихийные. Сложно представить, но студенты и представители петербургской интеллигенции слали телеграммы японскому императору с поздравлениями по поводу победы. По идее, за это надо было сразу головы отрывать. Но власть Николая Второго спокойно смотрела на такие вещи. Мол, это личный выбор людей.

Я могу привести и другую, позитивную, аналогию с нынешним временем. Это Советский Союз 1920-х годов. Страна была немодернизированной, а соседи очень сильными. Но за десять лет были проведены индустриализация, коллективизация. В то же время страна смогла очиститься от «пятой колонны». Уинстон Черчилль писал, что одной из главных заслуг Сталина накануне войны было именно это. А вот во время Русско-японской войны «пятая колонна» в России чувствовала себя очень спокойно. Это тоже «урок добрым молодцам».

– Та война показала недооценку российской стороной мощи модернизированной Японии, – говорит историк Валерий Скурлатов. – Тем более, что войне предшествовали достаточно легкие победы русских не только в Центральной Азии, но и на Дальнем Востоке, в частности, удачи в Китае и подавление там в 1900 году Ихэтуаньского (Боксерского) восстания. Сложившееся пренебрежительное отношение к азиатам проецировалось и на японцев. Да, они в 1895 году победили китайцев, но и мы их успешно побеждали, причем меньшими силами. Поэтому в Петербурге не очень основательно подготовились к возможной японской атаке. Хотя, казалось бы, заложили неплохие базы в Порт-Артуре и Владивостоке. Но когда начался конфликт из-за того, кому править на Корейском полуострове, японцы смогли нанести нам сокрушительный удар.

Это стало шоком для Петербурга. Но ответ был найден в совершенно бюрократическом стиле: решили послать больше войск, именитых военачальников. Сказалась косность мышления власти. Хотя, надо отдать должное, были предприняты разумные шаги. Так, в район боевых действий вышла морская эскадра. Но и тут сказалась недооценка мощи японского флота: наша эскадра была разбита в Цусимском сражении. А у Японии нашлись инициативные и умелые флотоводцы, лучше были оснащены корабли.

После этого начались позиционные бои. Но царская армия действовала по старинке, а японская научилась современной тактике у германских и американских вооруженных сил. В результате был сдан Порт-Артур, мы потерпели другие поражения.

Итог простой: модернизированная Япония победила отсталую Россию. Всего за три с небольшим десятилетия после Революции Мэйдзи Япония совершила настоящее чудо в экономике и военном деле. А Россия в то время очень медленно разворачивалась к модернизации. И страна встретила войну в состоянии отсталого госуправления и командования войсками.

«СП»: – Насколько похожа Россия того времени на сегодняшнюю страну?

– У нас сейчас нет модернизации. Пока только слышны разговоры об этом. Постоянно реформируют армию, обещают вложить средства в военное производство, но пока не видно никаких проблесков, одна имитация. А вот соседний Китай активно перевооружает свои вооруженные силы. Он совершил фантастический прорыв в экономике и технологиях, теперь взялся за армию. Я слежу за китайскими программами реформирования системы управления войсками, оснащения флота, авиации, сухопутных войск – всё выглядит очень впечатляющим. При этом всё делается основательно, без лишних речей и возгласов. А у нас раздаются в основном только обещания и лозунги.

Японцы тоже не остаются в стороне. За последние годы они перевооружают свои части с большим ускорением. На фоне Китая и Японии мы сегодня выглядим очень бледно.

Мы вложили деньги в строительство на острове Русский. Но я не вижу стремления к модернизации через науку и образование. Всё больше похоже на пиар. Никакого опережающего развития нашего Дальнего Востока по сравнению с китайскими и японскими приграничными провинциями. На мой взгляд, положение хуже, чем 110 лет назад.

«СП»: – Слабость России может стать причиной для территориальных претензий к нашей стране?

– Пока нет. У Китая несколько другие внешнеполитические заботы: ему важно укрепить себя по сравнению с Соединенными Штатами. Но так как Россия не подает признаков настоящей модернизации, то она рискует стать объектом спора между ведущими игроками мира.

Россия стала сырьевым придатком высокотехнологичного и динамично развивающегося Китая. Пока это всех устраивает: и руководство в Пекине, и нашу верхушку в Кремле. Но мир быстро меняется, и если дойдет до серьезных переделов сфер влияния, то нам особо надеяться не на что.

Единственная надежда на ядерное оружие. Наш щит обветшал за постсоветские четверть века, но еще выполняет свое предназначение. Наши отцы и деды поработали на славу, и ближайшие 10-20 лет мы можем быть уверены, что на нас никто по-крупному не нападет.

«СП»: – У нас есть еще оборонный потенциал для начала модернизации? Ведь бурное развитие нашей страны вызовет недовольство соседей и основных мировых держав.

– В мире много противоречий. Играя на них, можно отвлечь внимание от себя и совершить прорыв. Другое дело, что у Китая сейчас есть все козыри для поглощения Средней Азии. Это осложнит наше геополитическое положение. Но модернизация не сводится только к инвестициям, развитию высокотехнологичной промышленности и реформированию системы управления. Она еще означает воодушевление и сплочение народа. Сразу прекращаются все внутренние конфликты, как трения на межнациональной и межконфессиональной почве. Всё становится подчинено одной идеи. Мы это видели на примере нашей страны, Сингапура, Малайзии и других государств.

Конечно, модернизирующаяся Россия уже не будет спокойно смотреть на заполнение другими державами вакуума на наших южных границах. Поэтому геополитическая напряженность будет нарастать. Но на страну, где живет народ с высоким боевым духом, никто не осмелится напасть.

«СП»: – То есть, урок Русско-японской войны в том, что надо постоянно стремиться к прогрессу и на это направлять все силы.

– Именно так. Все нынешние разговоры о «духовных скрепах» я воспринимаю как симулякр государственной политики. Но эти «скрепы» в виде навязывания религиозности, пустых разговорах о традициях означают только распад общества.

Модернизация означает прорыв в будущее. Но модернизации нет, а потому будущее для нас сейчас расплывчато. Отсюда начинается фрустрация народа и война с прошлым. Виноватыми в нынешнем положении объявляют то исторических деятелей, то мигрантов, то кавказцев. Мы смотрим на периферийные вещи, как на главные. Так всегда происходит с обществом, когда у него нет горизонта будущего.

Как в начале XX века страна развивалась медленно, а в отсталости винили студентов, группки революционеров, евреев, так и сейчас говорят, что во всем виноваты активисты Болотной, мигранты, иностранные агенты и секс-меньшинства. Поэтому задача народа найти в себе силы и найти тех, кто готов взять на себя ответственность за развитие страны. Тем более, что ничего изобретать не надо, можно воспользоваться колоссальным опытом многих стран.
Источник:
| Категория: Пресса | Просмотров: 8595 | Добавил: Admin
Всего комментариев: 0
avatar
Фурсов Андрей Ильич – русский историк, обществовед, публицист, социолог.

Автор более 200 научных работ, в том числе девяти монографий.

В 2009 году избран академиком Международной академии наук (International Academy of Science).

Научные интересы сосредоточены на методологии социально-исторических исследований, теории и истории сложных социальных систем, особенностях исторического субъекта, феномене власти (и мировой борьбы за власть, информацию, ресурсы), на русской истории, истории капиталистической системы и на сравнительно-исторических сопоставлениях Запада, России и Востока.
Комментарии
Ролик не соответствует заглавию.
Нужно выступление А.И. Фурсова на заседании общества динамического консерватизма.

Христианство вообще не имеет никакого отношения к учению И.Христа. Ни католическое, ни православное, ни какое другое. Христос проповедовал то, что сегодня именуется буддизмом. Включая реинкарнацию. Кому интересно, тот без труда найдет его прямую речь об этом в Новом Завете. А то, что задвигают в глупые головы под названием христианство - это совершенно чуждый любому разумному человеку иделогический продукт.

С точки зрения христианства, которое отчасти и в сильно извращённой, а точнее илеологизированной форме поддерживают англо-саксоны, патологическое враньё англо-саксонов везде и всем действительно можно считать феноменом, если и конечно не подойти к этому феномену с точки зрения идеологии.
Когда казалось бы правду говорить гораздо легче и проще.
Видимо все дело в различии понимания сути христианства, как истинной свободы.
В России православие позволяет освободится от смертных



Аренда камер хранения вещей снять место для хранения вещей www.skladovka.ru.
Телеграм-канал АИФ
Курс Лекций
Архив записей