Биг Чарли, или о Марксе и марксизме - Примечания
01.01.2009
[1] См.: Фурсов А.И.Капитализм в рамках антиномии “Восток – Запад”: проблемы теории // Капитализм на Востоке во второй половине XX в. – М.: Изд. фирма “Вост. литература”, 1995. – С.82-104.
[2] Jouvenel B. de. Marx et Engels: La longue marche. – P.: Julliard, 1983. – P.12.
[3] D’Amico R. Marx a. philosophy of culture. – Gainsville: Univ. press of Florida, 1981. – P.16.
[4] На демоническое во внешности и личности Маркса указывают многие. См. напр.: Levenstein I.J. Marx against marxsism. – L. etc.: Routledge a. Kegan Paul, 1980. – P.96-97.
[5] Mann G. The history of Germany since 1789. – N.Y. etc.: Praeger, 1968. – P.82.
[6] Как заметил Д.Феликс, Маркс стал революционером “еще до того, написал определение своей революции и обнаружил соратников-революционеров” (Felix D. Marx as politician. – Carbon dale etc.: Southern Illinois Univ. press, 1983. – P.18.).
[7] Comninel J. Rethinking the French revolution: Marxism a. the revisionist challenge. – L., N.Y.: Verso, 1987. – XIV, 225.
[8] Т.Шанин даже полагает, что опыт Парижской коммуны, наряду с некоторыми другими факторами, включая изучение России, привел Маркса к существенному пересмотру, реконструкции его теории. Подр. см.: Late Marx a. the Russian road: Marx a. the peripheries of capitalism / A case prepared by T.Shanin (ed.). – L. etc.: RKP, 1983. – X, 286 p.
[9] Mann G. Op.cit. – P.82.
[10] Heilbroner R. Marxism: for and against. – N.Y., L.: Norton, 1980. – P.36.
[11] Подр. см.: Baudrillard J. Pour une critique de l’économie politique du signe. – P.: Gallimard, 1972.
[12] Schumpeter J.A. Capitalism, socialism, and democracy. – N.Y.: Harper a. Row, 1976. – P.21.
[13] Schumpeter J.A. History of economic analysis. – N.Y., 1954. – P.42.
[14] Schumpeter J.A. Capitalism, socialism, and democracy. – N.Y. Harper a. Row, 1976. – P.44.
[15] См.: Mayer A.J. The persistence of the old order: Europe to the Great War. – L.: Croom Helm, 1981. – 368 p.
[16] См.: Wallerstein I. Historical capitalism. – L.a. N.Y.: Verso, 1983. – P.47-72.
[17] Подр. о причинах отождествления Марксом капитализма с социально-экономической ситуацией Англии первой трети XIX в., а рабочего класса – с “опасными классами” см.: Фурсов А.И. “Манифест Коммунистической партии”, или 150 лет спустя // РИЖ. – М., 1998. – Т.1., № 1. – С.275-279.
[18] Подр. см.: Фурсов А.И. Колокола Истории. – М.: ИНИОН, 1996. – С.301-312.
[19] Этим “игрословом” я обязан Герману Кану, поскольку сконструировал его по аналогии с кановским “wargasm” – ситуация, когда нажаты все ядерные кнопки. От “wargasm” – всего лишь шаг до “worldgasm of History” – термина, употребленного мной в одной из моих англоязычных статей; “миргазм” – перевод с английского.
[20] Hobsbawm E.J. The age of capital, 1848-1875. – L.: Weidenfeld a. Nicolson, 1975. – P.303.
[21] Furet F. Terminer la révolution: de Louis XVIII à Jules Ferry (1814-1880). – P.: Hachette, 1988. – P.466-467.
[22] Caron F. La France des patriotes de 1851 à 1918. – P.: Fayard, 1985. – P.94.
[23] Horn A. The fall of Paris. The siege and the commune, 1870-1871. – Garden City, N.Y.: Anchor books, 1965. – P.VIII.
[24] Дебидур А. Дипломатическая история Европы от венского до берлинского конгресса. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1947. – Т.II. Революция. – С.7.
[25] Тэйлор А. Дж. П. Борьба за господство в Европе, 1848-1978. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1988. – С.300.
[26] Mann G. The history of Germany since 1789. – N.Y. etc.: Praeger, 1968. – P.121.
[27] Connor W. The national question in Marxism-Leninism theory a. strategy. – Prinston: Prinston univ. press, 1984. – P.17-18.
[28] Royle T. Le Carré and the idea of espionage // The quest for le Carré / Ed. a. Bold. – L.: Vision press; N.Y.: St. Martin’s press. – 1988. – P.90-92.
[29] Hobsbawm E. – The age of capital… – P.5.
[30] Подр.см.: Hobsbawm E. The age of empire, 1875-1914. – L.: Abacus, 1997. – P.34-55.
[31] Hobsbawm E. – The age of capital… – P.30.
[32] Kindleberger Ch. A financial history of Western Europe. – L. etc: J. Allen a. Unwin, 1984. – P.272.
[33] Dodds W. The age of paradox: а biography of England, 1841-1851. – L.: Victor Gollancz, 1953. – P.487.
[34] Американа. – Смоленск: Полиграмма, 1996. – С.456.
[35] Kennedy P. The rise and the fall of the great powers: economic change and military conflict from 1500 to 2000. – L.: Fontana press (an imprint from Harper Collins), 1989. – P.247.
[36] Kindleberger Ch. World economic primacy, 1500-1990. – N.Y., Oxford: Oxford univ. press, 1996. – P.133.
[37] Pierce N., Hagstrom J. The book of America: Inside 50 states today. – N.Y. a. L.: W.W.Norton, 1983. – P.105.
[38] Киссинджер Г. Дипломатия. – М.: Ладомир, 1997. – С.135; Дебидур А. Дипломатическая история Европы. – М.: Госиздат. иностр. лит., 1947. – Т.II. – С.497-501; А.Дж.П.Тэйлор Борьба за господство в Европе, 1848-1918. – М.: Изд-во иностр. лит., 1958. – С.274-277.
[39] Briggs A. The age of improvement, 1783-1867. – L. a. N.Y.: Longman, 1979. – P.3.
[40] Laver J. The age of optimism, 1848-1914. – N.Y.: Harper a. Row, 1966. – P.18.
[41] Rostow W.W. How it all began: origins of the modern economy. – N.Y. etc.: McGraw Hill book company, 1985. – P.190; его же: The world economy: history and prospect. – Austin a. L.: University of Texas press, 1975. – P.272.
[42] Подр. см.: Polanyi K. The great transformation: the political and economic origins of time. – Boston: Beacon press, 1944. – P.77-102.
[43] Kindeleberger Ch. World economic primacy… – P.133.
[44] Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М.: Экономика, 1989. – С.197.
[45] См.: Hopkins T., Wallerstein I. Cyclical rhythms and secular trends of capitalist world-economy: some premises, hypotheses, and questions. – Binghampton (N.Y.): Fernand Braudel Center for the study of economies, historical systems, and civilizations, 1978.
[46] Gamble A. Britain in decline: economic policy, political strategy and the British state. – Boston: Вeacon press,1981. – P.52.
[47] Кондратьев Н.Д. Указ. соч. – C.203.
[48] Там же. – C.203, 199, 205, 207.
[49] Там же. – C.203.
[50] North D.C. Structure and change in economic history. – N.Y.: W.W.Norton, 1981. – P.158.
[51] North D.C. Op.cit. – P.159.
[52] Bairoch P. Victoires et déboires. Histoire economique et sociale du monde du XVIe siecle à nos jours. – P.: Gallimard, 1997. – Vol. II. – P.35.
[53] Bryant A. English saga (1840-1940). – L.: Albatros, 1947. – P. 79, 82-83.
[54] Dodds W. The age of paradox: а biography of England, 1841-1851. – L.: Victor Gollancz, 1953. – P.5, 486.
[55] Tulard T. Les révolutions: de 1789 à 1851. – P.: Fayard, 1985. – P.447.
[56] Thompson P. England in the nineteenth century, 1815-1914. – L.: Penguin books, 1977. – P.100.
[57] Bryant A. Op.cit. – P.103.
[58] Wallerstein I. The French revolution as a world-historical event // Wallerstein I. Unthinking social science: the limits of nineteenth century paradigms. – Cambridge: Polity press, 1991. – P.15.
[59] Wallerstein I. Op.cit. – P.16.
[60] Выражение Вебер-Шефер.
[61] Wallerstein I. The French revolution as a world-historical event… – P.16-17.
[62] Ibid.
[63] Различные интерпретации идеологии и анализ возможных подходов к ее изучению см.: Ansart P. Les idéologies politiques. – P.: PUF, 1974. – 213 p.; Brown L.B. Ideology. – Harmondsworth, 1973. – 208 p.; Dumont F. Les idéologies. – P.: PUF, 1974 – 183 p.; Halle L. The ideological imagination. Ideological conflict in our time and its roots in Hobbes, Rousseay and Marx. – L.: Chatto a. Windus, 1972. – XIV, 174 p.; Larrain J. The concept of ideology. – L.: Hutchinson, 1979. – 256; Seliger M. Ideology a. politics. – L.: Allen a. unwin, 1976. – 352 p.
[64] См.: Wallerstein I. Who excludes whom? Or the collapse of liberalism and dilemmas of antisystemic strategy. – Binghampton (N.Y.): Fernand Braudel Center, 1991. – 24 p.
[65] В качестве примера невульгаризаторской интеграции либерализма см.: Arblaster A. The rise a. the decline of Western liberalism. – Oxford: Blackwell, 1984. – XII, 394 p.
[66] Scott J. Protest and profanation: agrarian revolt and little tradition // Theory a. society. – Amsterdam, 1977. – Vol.4, № 1. – P.26.
[67] Feyer L. Ideology a. the ideologist. – Oxford: Blackwell, 1975. – P.181.
[68] Крылов В.В. О логическом развертывании понятия “капитал” в понятие многоукладной структуры капиталистической системы отношений // Крылов В.В. Теория формаций. – М.: Изд. фирма “Вост. лит.”, 1997. – С.58.
[69] Там же. – С.58-59.
[70] Подр. см.: Wallerstein I. The bourgeois(ie) as concept and reality // New Left Review. – L., 1988, № 167. – P.91-105.
[71] Wiener M.J. English culture and the decline of industrial spirit, 1850-1980. – Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1981. – P. 3-4.
[72] См.: Фурсов А.И. Колокола Истории. – М.: ИНИОН, 1996. – С.14-47.
[73] Подр. см.: Murray M.J. The development of capitalism in colonial Indochina (1870-1940). – Berkeley etc.: Univ. of California press, 1980. – XII, 685 p.
[74] Подр. см.: Фурсов А.И. Колокола Истории… – С.47-67.
[75] Wallerstein I. Marxisms as Utopias // Wallerstein I. Unthinking social science: the limits of nineteenth century paradigms. – Cambridge: Polity press, 1991. – P.177-178.
[76] См.: Parekh B. Marx’s theory a. ideology. – L.: Croom Helm, 1982. – P. 135.
[77] Например: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – С.330.
[78] Levy F. Karl Marx. Histoire d’un bourgeois allemand. – P.: Grasset, 1976. – P. 326.
[79] См. об этом: McMurtry J. The structure of Marx’s world-view. – Princeton: Princeton univ. press, 1978. – P.187 и след.
[80] Несколько иную точку зрения см. например: Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. – М.: Наука, 1969. – С.73-144.
[81] Подр. см.: Boggs C. The two revolutions: Antonio Gramsci and the dilemmas of Western Marxism. – Boston: South end press, 1984. – XII, 311 p.
[82] Kolakowski L. Main currents of marxism. – Oxford: Clarendon press, 1978. – Vol.I. The founders. – P.626.
[83] Подр. см.: Foursov A. Social times, social spaces, and their dilemmas: ideology “in one country” // Review. – Binghamton (N.Y.) – Vol. XX, № 3-4. – P.345-420.
[84] См.: Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. – М.: Изд. дом ИНФРА, 1999. – 261 с.
[85] Подр. см.: Фурсов А.И. Колокола Истории. – М.: ИНИОН, 1996. – С.95-100.
[86] Wallerstein I. Response: Declining states, declining rights // International labor a. working-class history. – 1995, № 47. – P.26.
[87] Мандельштам Н. Вторая книга. – М.: Московский рабочий, 1990. – С.424.
[88] Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр: краткая история времени. – М.: Мир, 1990. – С.83.
[89] Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. – М.: Наука, 1973. – С.314-315.
[90] Э.Гулднер идет настолько далеко, что признает марксизм “великим современным синтезом науки и религии” (Gouldner A. The two marxisms: contradictions a. anomalies in the development of theory. – N.Y.: Seabury press, 1980. – P.117.).
[91] Polanyi K. The great transformation: the political a. economic origins of our time. – Boston: Beacon press, 1944. – P.78.
[92] См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса – М.: Мир, 1986; их же: Время. Хаос. Квант. – М.: Прогресс, 1994; Пригожин И., Николис Г. Познание сложного. – М.: Мир, 1990; Kontopulos K. The logics of social structure. – Cambridge: Cambr. univ. press, 1993; Jantsch E. The self- organizing universe: social a. human implications of the emerging paradigm of evolution. – Oxford: Pergamon press, 1980.
[93] См.: Morin E. Introduction à la pensée complexe. – P.: ESF éditeur, 1990; см. также четырехтомник Э.Морэна “Метод”: Morin E. La méthode. – P.: Seuil. – Vol. I-IV (1977, 1980, 1986, 1991).
[94] Крылов В.В. Собственность в традиционных обществах // Крылов В.В. Теория формаций. – М.: Изд. фирма “Вост. литература” РАН, 1997. – С.15.
[95] Этот вопрос разработан в: Крылов В.В. О внутреннем неразрешимом противоречии категории “простой абстрактный труд” (неопубликованная рукопись, предоставлена мне автором) – М., 1972.
[96] Подр., помимо указанных работ Маркса, см. например: Агг А. Мир человека как субъект производства. – М.: Прогресс, 1984. – 199 с.; Бородай Ю.М., Келле В.Ж., Плиман Е.Г. Наследие К.Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. – М.: Политиздат, 1974. – 309 с.; Тёкин Ф. К теории общественных формаций. – М.: Прогресс, 1975. – 271 с.
[97] Подр. см.: Фурсов А.И. Революция как имманентная форма развития европейского исторического субъекта: размышления о формационных 200 лет Великой Французской Революции // Французский ежегодник-1987. – М.: Наука, 1989. – С.278-330; его же: Великая тайна Запада: формационное и цивилизационное в становлении европейского исторического субъекта // Европа: новые судьбы старого континента. – М.: ИНИОН, 1992. – Ч.I. – С.13-70.
[98] Подр. см.: Фурсов А.И. Колокола Истории. – М.: ИНИОН, 1996. – С.272-287.
[99] Schumpeter J. Capitalism, socialism, and democracy… – P.58.
[100] McLuhan M. The guttenberg galaxy. The making of typographic man. – Toronto, 1962. – P.76-77.
Категория: Работы | Просмотров: 5241 | Добавил: Admin
Всего комментариев: 0
avatar
Фурсов Андрей Ильич – русский историк, обществовед, публицист, социолог.

Автор более 200 научных работ, в том числе девяти монографий.

В 2009 году избран академиком Международной академии наук (International Academy of Science).

Научные интересы сосредоточены на методологии социально-исторических исследований, теории и истории сложных социальных систем, особенностях исторического субъекта, феномене власти (и мировой борьбы за власть, информацию, ресурсы), на русской истории, истории капиталистической системы и на сравнительно-исторических сопоставлениях Запада, России и Востока.
Комментарии
Ролик не соответствует заглавию.
Нужно выступление А.И. Фурсова на заседании общества динамического консерватизма.

Христианство вообще не имеет никакого отношения к учению И.Христа. Ни католическое, ни православное, ни какое другое. Христос проповедовал то, что сегодня именуется буддизмом. Включая реинкарнацию. Кому интересно, тот без труда найдет его прямую речь об этом в Новом Завете. А то, что задвигают в глупые головы под названием христианство - это совершенно чуждый любому разумному человеку иделогический продукт.

С точки зрения христианства, которое отчасти и в сильно извращённой, а точнее илеологизированной форме поддерживают англо-саксоны, патологическое враньё англо-саксонов везде и всем действительно можно считать феноменом, если и конечно не подойти к этому феномену с точки зрения идеологии.
Когда казалось бы правду говорить гораздо легче и проще.
Видимо все дело в различии понимания сути христианства, как истинной свободы.
В России православие позволяет освободится от смертных



Телеграм-канал АИФ
Курс Лекций
Архив записей