Бой за русскую историю - Полная несостоятельность
15.01.2014
По мнению постоянного члена Изборского клуба, известного историка и кризисолога Андрея Фурсова, новая концепция несостоятельна почти по всем статьям.

- Методологически она просто несостоятельна, у нее очень много концептуальных огрехов и есть просто фактографические несоответствия! В общем, если называть вещи своими именами, это не научный документ, а чиновничья отписка, цель которой - свести к минимуму ответственность и протащить либеральную схему. Я не сказал бы, что авторы концепции доходят до яновщины (Россия - это недоделанная Европа), но в принципе, они проходят очень близко, по касательной, а кое-где и переходят эту грань, - считает Андрей Фурсов. 

- Во-первых, заявляется, что концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенную точку зрения на дискуссионные проблемы. Дело в том, что наука – не парламент и количеством за или против поднятых рук здесь вопросы не решаются. То есть, концепция не может быть общественным договором! Как соотносится научная истина со взвешенным договором – непонятно.

А еще больше удивляет методологическая база. Как она формируется, формулируется авторами этого документа? В качестве методологической основы берутся исторический подход, толерантность и многофакторный подход. Но дело в том, что это булки из разных анекдотов. Потому, что толерантность есть некая идейная позиция, а вот исторический подход и многофакторный подход действительно относятся к методологии. Хотя что понимается под многофакторным подходом? Мне очень много в жизни приходилось критиковать пресловутый многофакторный подход, потому что его суть очень проста: подмена целого суммой частей. То есть, все факторы одинаковы и единое целое разваливается.

О базовых ценностях говориться, что это прежде всего - ценности гражданского общества. Патриотизм появляется значительно ниже, после формирования ориентиров и овладения знаниями. То есть, сначала мы овладеваем знаниями, а потом становимся патриотами? В этом отношении не грех бы поучиться у японцев, у которых написано, что главная задача японского образования - это формирование патриотизма.

Потом, правда, патриотизм у авторов концепции появляется, но он все время идет с гражданственностью. И, в общем-то появляется здесь также толерантность. То есть, вот эта триада (патриотизм, гражданственность и толерантность) - странная очень. Дело в том, что реализация двух первых очень часто требует нарушения толерантности, а толерантность зачастую обесценивает и патриотизм, и гражданственность.

Авторы заявляют свой подход, как историко-культурологический. Замечательно! Но дело в том, что кроме историко-культурологического подхода, есть подход социально-экономический, и вот это отсутствие социально-экономического подхода дает себя знать несколько раз. 

Есть и досадные фактографические огрехи. Например, на странице 14-й концепции авторы утверждают, будто специфика строя Древнерусского государства заключается в господствующей роли князя и служившей ему знати. Это, что называется, приехали. На Руси были три разные модели: боярская, вечевая и княжеская. Княжеская - только Северо-Восточная Русь, и они свели к одной ее модели все древнерусское многообразие. Не прописаны причины возвышения Москвы. Ну и, наконец, если вы, ребята, меняете термин «татаро-монгольское иго» на «ордынское иго», то объясните это толком. Тому есть вполне есть грамотное научное объяснение, термин – действительно неадекватный, но здесь-то это сделано скорее по политическим соображениям.

В программе меня удивила одна вещь. По Ивану Грозному, по его внутренней политике, все заканчивается земской реформой. Дальше вроде как ничего не было. И, хотя слово «опричнина» присутствует в глоссарии, в программе опричнины нет!

Это неслучайно! Иб, хотя авторы концепции и заявляют, будто они - приверженцы сравнительного подхода, весь этот «сравнительный подход» куда-то девается, когда они говорят о трагических последствиях правления Ивана Грозного. Вот тут бы им и дать сравнение с жестокостями и трагедиями Западной Европы. Тут бы и показать, какие кошмарные бойни творились во Франции во время религиозных войн, какой процент английского населения был уничтожен в правление Генриха Восьмого и Елизаветы Первой. Вот тут и поработать над компаративистикой - но работы этой нет.

Когда описываются великие реформы Александра Второго, все замечательно все расписывается - про свободу, право и т.д. А вот социально-экономический грабительский характер реформ, по поводу которых Некрасов сказал, что реформа ударила «одним концом по барину, другим - по мужику», ничего совершенно не говорится.

И вот мы подъезжаем к ХХ веку, где авторы делают главный ход. Они убирают социалистическую революцию! У них есть период с 1914 по 1921 год (слямзили у западного историка-любителя А.Верта – М.К.).

Таким образом, размывается этот период, и в результате нарушается системный социально-экономический принцип. У нас получается, что есть некий целый период, с 1914 по 1921 год. А в нем оказываются две совершенно разные системы! С 1914 по 1917 годы жили, как известно, самодержавие и полупериферийный капитализм. А затем была создана социалистическая схема. Вот все это сдвинуто вместе, причем с одной целью: чтобы убрать 1917 год. И 1917-й убирается еще и по-другому. Вводится термин – «Великая российская революция 1917 года».

Это февральский переворот - великая революция? Это ублюдочное Временное правительство - великая революция? Ну, это просто позорная трактовка. Авторы упорно затушевывают антикапиталистический, социалистический характер преобразований, сводя их к абстрактной модернизации. Таким образом, повторяя зады западных схем 60-х годов.

Хочу напомнить, что в западной серьезной науке теория модернизации была оставлена и заменена сначала на теорию независимого развития, а затем - на теорию мир-системного подхода в конце 60-х годов. Последняя попытка западной историографии всерьез отстоять теорию модернизации - это 1979 год, когда был издан толстый том «Модернизация Китая». Там еще наблюдалась попытка учесть все критические замечания в адрес теории модернизации. С тех пор термин «модернизация» существует как метафора. Видимо, авторам концепции об этом не сообщили.

Трактовка Великой Отечественной войны в позитивную сторону отличается, конечно, от зубовского учебника, где Великая Отечественная война названа «советско-нацистской войной». Тем не менее, среди причин победы в Великой Отечественной войне не названа главная – советский характер системы. То, что победила система в этой войне. Этого нет! И в программе отсутствует, например, одна из самых блестящих операций Великой Отечественной войны - эвакуация промышленности с Украины летом 1941 года.

Рассматривая нашу историю после 1945 года, авторы пишут, будто СССР в силу консерватизма политических институтов не смог найти адекватных ответов на общемировые процессы. Но это- полный бред! Как это не мог найти? Атомную бомбу сделали? Водородную тоже сделали, экономику восстановили, социализм победил в значительной части Евразии, Советский Союз стал второй сверхдержавой. Это называется - не нашли ответа на общемировые процессы? 

По-видимому, по мнению авторов, адекватный ответ был один – лечь во время Холодной войны под Америку, капитулировать.

Есть в концепции частности, которые мне, как человеку, жившему в 60-е годы, противны. Я понимаю, что это – вранье. Нам говорят, что качество жизни и динамика потребления в послевоенный период в ССР отставали от западных стандартов. Рекомендую авторам посмотреть западные фильмы - французские, итальянские - 60-х т 70-х годов, в которых показана повседневная жизнь этих стран. И лишь после этого надо посмотреть насчет потребления. 

Интерпретация горбачевской перестройки совершенно понятна. Очень жаль, что авторы используют НАТОвский термин «Доктрина Брежнева», который был запущен Западом в оборот после нашего ввода войск в Чехословакию в 1968-м.

Лживость этого термина заключается в том, что в соответствии с доктриной НАТО, как только возникает в той или иной натовской стране опасность для блока НАТО, то туда вводятся войска Североатлантического блока. То есть, Брежнев действовал в соответствии с доктриной НАТО. А они это назвали «Доктриной Брежнева». Чистый ход был в информационной войне! И вот нынешние авторы «патриотической концепции» повторяют этот вражеский ход.

Вообще, если говорить, что мы живем в сетевом обществе, которое не знает разделения на войну и мир, то этот учебник никак не может быть оружием России в сетевой информационной войне. Этот учебник даже щитом не может быть, не то, что мечом. То есть, я полагаю, что этот учебник можно считать автоголом, голом в собственные ворота.

Помимо прочего, хотел бы отметить просто некомпетентность авторов по целому ряду вопросов. Ну, может у них и вовсе не стояло задачи писать компетентную работу, а им просто требовалось протащить некую схему и при этом свести к минимуму свою ответственность…...
Источник:
| Категория: Пресса | Просмотров: 10271 | Добавил: Admin
Всего комментариев: 6
avatar
1
Больно...до каких пор мы не будем знать истинную историю нашу.
avatar
2
ОДНОЗНАЧНО,ВСЕ ЭТО ПРОИСКИ ВРАГОВ РОССИИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
avatar
3
В РФии до сих пор не издан полностью, факсимильно и с комментариями весь А.С. Пушкин.

Но издан "Шулхан арух".
avatar
4
скиньтесь с друзьями и издайте Пушкина. не думаю что арух печатали за счет налогоплательщиков РФ.
avatar
5
Admin, в том-то и дело, что "Шулхан арух" печатался на бюджетные деньги, т.е. "за счет налогоплательщиков РФ".

P.S. Яндекс вам в помощь...
avatar
6
хорошо, за счёт налогоплательщиков. ваши дальнейшие действия?
avatar
Фурсов Андрей Ильич – русский историк, обществовед, публицист, социолог.

Автор более 200 научных работ, в том числе девяти монографий.

В 2009 году избран академиком Международной академии наук (International Academy of Science).

Научные интересы сосредоточены на методологии социально-исторических исследований, теории и истории сложных социальных систем, особенностях исторического субъекта, феномене власти (и мировой борьбы за власть, информацию, ресурсы), на русской истории, истории капиталистической системы и на сравнительно-исторических сопоставлениях Запада, России и Востока.
Комментарии
Ролик не соответствует заглавию.
Нужно выступление А.И. Фурсова на заседании общества динамического консерватизма.

Христианство вообще не имеет никакого отношения к учению И.Христа. Ни католическое, ни православное, ни какое другое. Христос проповедовал то, что сегодня именуется буддизмом. Включая реинкарнацию. Кому интересно, тот без труда найдет его прямую речь об этом в Новом Завете. А то, что задвигают в глупые головы под названием христианство - это совершенно чуждый любому разумному человеку иделогический продукт.

С точки зрения христианства, которое отчасти и в сильно извращённой, а точнее илеологизированной форме поддерживают англо-саксоны, патологическое враньё англо-саксонов везде и всем действительно можно считать феноменом, если и конечно не подойти к этому феномену с точки зрения идеологии.
Когда казалось бы правду говорить гораздо легче и проще.
Видимо все дело в различии понимания сути христианства, как истинной свободы.
В России православие позволяет освободится от смертных



Телеграм-канал АИФ
Курс Лекций
Архив записей