Сегодня, 3 октября, исполнилось 20 лет назад с момента, когда президент РФ Борис Ельцин подписал указ о введении в Москве чрезвычайного положения. Конституционный кризис тех дней стал одной из самых трагических страниц новейшей истории России. События в итоге привели к силовому разгону парламента. Известный российский историк и публицист Андрей Фурсов в интервью газете «БИЗНЕС Online», вспоминая те дни, рассказал о подоплеке трагических событий.
- Андрей Ильич, с позиции сегодняшних дней как вы оцениваете события 20-летней давности?
- 3 и 4 октября были кровавым государственным переворотом, в котором и родился ельцинский режим. Это, безусловно, была провокация со стороны ельцинского режима, поскольку в событиях, например, 2 и 3 октября, создавалась такая ситуация, когда тем, кто собрался на демонстрацию, блокировали определенные улицы и оставляли свободный проход по Садовому кольцу мимо американского посольства. Их гнали по определенному направлению.
- Кому именно понадобился этот переворот и для чего?
- Этот государственный переворот понадобился Ельцину и его клике для решения нескольких задач. Нужно было провести непопулярные реформы, но эти реформы были в интересах западного капитала и нарождающейся в России компрадорской буржуазии. Кроме того, был еще один очень важный момент – урановая сделка, согласно которой Россия должна была за 20 лет продать американцам по дешевке 500 тонн урана. По сути дела, это было одностороннее ядерное разоружение России. Сделка, которая была заключена, должна была реализовываться по условиям договора не позже 1 октября 1993 года. Было совершенно ясно, что Верховный Совет эту сделку не пропустит, а для ельцинского режима было очень важно провернуть эту аферу. Таким образом, нужно было убрать Верховный Совет по двум причинам – экономической и военно-политической.
- Почему расстрел Белого дома состоялся именно в октябре?
- В принципе, Ельцин мог бы разогнать Верховный Совет еще в начале сентября, но была одна закавыка. Дело в том, что американские сенат и конгресс никак не хотели подписывать программу помощи России. Президент Клинтон должен был использовать кризис в России как фактор давления на сенаторов, логика была простая: не поможем России, тогда там придут к власти коммуно-фашисты, и тогда нам будет плохо, тогда зачем все эти годы? И тогда 1 октября сенат и конгресс подписали программу помощи России. Кстати, Клинтон потом напишет в своих мемуарах, что активно давил на конгресс и сенат, используя политический кризис в России, который, в принципе, сознательно затягивал.
И когда кризис был завершен, был расстрелян Белый дом, было убито около полутора тысяч человек, и ситуация таким образом «разрядилась», если так можно выразиться.
Ельцинская команда одержала первую победу. Декабрьские выборы в Думу показали, что в глазах населения эта власть не имеет легитимности. Партия, которая считалась базовой для Ельцина, «Выбор России» набрала всего 15 процентов, коммунисты набрали 12 процентов голосов, а победила с 23 процентами партия Жириновского. Это было протестное голосование.
Принципиальную позицию заняла генеральная прокуратура во главе с генпрокурором Казанником, которая признала действия правительства 4 октября преступными, но в связи с этим возник вопрос: кто отдавал преступные приказы?
Преступными эти действия были вот почему: представители правительства говорили, что срок ультиматума истекал в 8 часов, однако удары по Белому дому и расстрел с БТР начался в 6 часов 43 минуты, то есть за 1 час 17 минут до истечения ультиматума и без предупреждения. Иными словами, это было хладнокровное убийство. Генеральная прокуратура решила начать следствие по этому делу. Но как только встал вопрос о том, кто отдавал преступные приказы, стало понятно, что придется привлекать Ельцина. Чтобы избежать этой ситуации, Ельцин заявил, что надо объявить амнистию, и 23 февраля 1994 года амнистия устами Рыбкина была объявлена. Под амнистию попали и те, кто защищал Белый дом, и те, кто его расстреливал.
Но в сухом остатке в событиях 3 - 4 октября родился ельцинский режим, который кувыркался все 90-е годы, разоряя страну и обеспечивая ситуацию, когда население России сокращалось в год на 800 - 900 тысяч человек, то есть почти по миллиону.
- Вы сами принимали участие в тех событиях?
- В то время я вместе с Иммануилом Валлерстайном в Америке писал книгу по методологии социологии, истории. В августе 1993 года я уехал на работу по международным проектам и вернулся в Россию в июне 1994 года. Я мог наблюдать происходящее только по телевизору. Причем интересно, что перед расстрелом Белого дома словно ждали, пока корреспонденты CNN и других каналов хорошо расположатся, будут снимать и на весь мир транслировать те события.
Стоит сказать, что к этой жесткой акции против Верховного Совета, то есть парламента, Ельцина активно подталкивал Запад. По свидетельству тогдашнего нашего министра внутренних дел Баранникова, после того как началась блокада Белого дома 26, 27, 28 сентября, сотрудники ЦРУ, как он сказал, зачастили на Лубянку, как к себе домой. Кроме того, Ельцин постоянно созванивался с руководителями стран «семерки», которые активно его поддерживали и говорили, что с путей реформ не надо сворачивать. Смысл был такой: уничтожай Верховный Совет, разгоняй его! Самая поразительная вещь – знаменитый указ Ельцина 1400 о разгоне Верховного Совета, который Ельцин прочел 21 сентября, за час до своего выступления он отправил текст послу США Пикерингу, чтобы тот ознакомился и одобрил. Иными словами, этот был заговор команды Ельцина, компрадорской буржуазии, и западной верхушки.
- Сегодня чью бы позицию поддержали?
- Сложный вопрос. Ясно совершенно, что эмоционально симпатии не могут быть на стороне Ельцина. Но дело в том, что те люди, которые ему противостояли, не хотели сражаться, они хотели компромисса. А если ты хочешь компромисса, ты рано или поздно проиграешь. Я знаю, с кем бы точно не был 3 - 4 октября 1993 года…
Об урановой сделке немного фактов: 1) 30 июля 1991 - подписание СНВ-1. По нему США сокращали количество ядерных боезарядов до 8 500, СССР - до 6 500. 2) Мощности произ-ва: США - 8.5 млн ЕРР - возможность, 11-12 млн ЕРР - потребность. СССР- 20+ млн ЕРР возможность, с потребностью для АЭС в СССР и в СЭВ около 9 млн. 3) В 1985 году у СССР было 44 000 ядрен-батона при 24 000 его носителей. 20 000 едрен-батонов - то ли запасных, то ли лишних. Запомните эту цифру, пожалуйста. 1 условный ядерный боезаряд - это 25 кг оружейного урана. 20 000 ядерных боеголовок = 500 тонн. (именно это количество по "сделке"проходит) 4) себестоимость нашего топлива для аэс ниже европейскогов 2,5р и в 12 раз американского. Поэтому летом 1992 года они вводят экспортную пошлину на топливный уран из России - 116%. НО приостанавливают введение пошлины для российского НОУ (низкообогащенного урана), произведенного из ВОУ. 5) в 1996 году французская "Cogema", французская "Eurodiff" и англо-голландско-немецкая URENCO вереницей подписали с "Техснабэкспортом" договоры о купировании своих "хвостов" - на 105 000 тонн. Цена 1 кг "хвоста" была умопомрачительная - 62 цента, при средней цене природного урана на тот момент 85 долларов за кило. 6)когда в 2014 подвели итог фактической оплаты - выяснилось, что Россия получила 17 млр долларов. В общем там очень много интересностей и есть мнения АРГУМЕНТИРОВАНнЫЕ, что эта сделка была нашей большой удачей. Цикл статей "ВОУ - НОУ или "Мегатонны в мегаватты" .
Фурсов Андрей Ильич – русский историк, обществовед, публицист, социолог.
Автор более 200 научных работ, в том числе девяти монографий.
В 2009 году избран академиком Международной академии наук (International Academy of Science).
Научные интересы сосредоточены на методологии социально-исторических исследований, теории и истории сложных социальных систем, особенностях исторического субъекта, феномене власти (и мировой борьбы за власть, информацию, ресурсы), на русской истории, истории капиталистической системы и на сравнительно-исторических сопоставлениях Запада, России и Востока.
Христианство вообще не имеет никакого отношения к учению И.Христа. Ни католическое, ни православное, ни какое другое. Христос проповедовал то, что сегодня именуется буддизмом. Включая реинкарнацию. Кому интересно, тот без труда найдет его прямую речь об этом в Новом Завете. А то, что задвигают в глупые головы под названием христианство - это совершенно чуждый любому разумному человеку иделогический продукт.
С точки зрения христианства, которое отчасти и в сильно извращённой, а точнее илеологизированной форме поддерживают англо-саксоны, патологическое враньё англо-саксонов везде и всем действительно можно считать феноменом, если и конечно не подойти к этому феномену с точки зрения идеологии. Когда казалось бы правду говорить гораздо легче и проще. Видимо все дело в различии понимания сути христианства, как истинной свободы. В России православие позволяет освободится от смертных