15 февраля Школа “Репное” в рамках подготовки к своему 10-летию и по предложению основателя проекта Геннадия Чернушкина провела внеочередное мероприятие для своих слушателей, выпускников и друзей. Российский историк, обществовед, публицист, социолог, кандидат исторических наук Андрей Фурсов прочел лекцию «Самодержавная и советская системы на крутых виражах истории. Существует ли загадка русской власти?» в Большом зале книжного клуба “Петровский”.
Андрей Фурсов — директор Института системно-стратегического анализа; директор Центра русских исследований Московского гуманитарного университета; академик Международной академии наук (Инсбрук, Австрия); автор 400 публикаций, включая 12 монографий; член Союза писателей России. Читал лекции в университетах США (Колумбийском, Йельском, Нью-Йоркском), Канады (Кингстонском), Великобритании (Дарэмском, Лондонском королевском колледже), Германии (Ганноверском), Венгрии (Центрально-Европейском), Индии (Джавахарлала Неру), Китая (Народном), Японии (София, Хосэй). Научные интересы — методология социально-исторических исследований, теория и история сложных социальных систем, особенности исторического субъекта, феномен власти (и мировой борьбы за власть, информацию, ресурсы), русская история, история капиталистической системы и сравнительно-исторические сопоставления Запада, России и Востока. Работы Андрея Ильича переведены на английский, немецкий, сербский, болгарский и турецкий языки и опубликованы в США, Германии, Нидерландах, Финляндии, Сербии, Болгарии, Турции и Индии.
Лекция Андрея Фурсова в книжном клубе «Петровский» была посвящена проблемам русской истории как самой по себе, так и в мировом и сравнительно-историческом контекстах. По мнению лектора, власть в России, как в советской, так и в самодержавной, принципиально отличается от власти и на Востоке («восточный деспотизм»), и на Западе («абсолютизм», «национальное государство»). Она носит автосубъектный характер, то есть не предполагает наличие другого значимого субъекта. В чистом виде эта власть существовала в СССР, однако к этому «чистому», модельному состоянию она шла со времён опричнины Ивана Грозного, считает Андрей Фурсов. "Будучи чрезвычайкой, опричнина подавила олигархию, результатом чего и стала самодержавная власть, которая, однако, сохранила в себе потенциал как чрезвычайщины, так и олигархии, выступая порой как хрупкий баланс между ними", — рассказал лектор.
Советская система («исторический коммунизм», кратократия) ни в коем случае не была отклонением от логики русской истории, уверен лектор, напротив — то была полная реализация долгосрочных базовых трендов. В то же время она была реализацией на русской почве левого (якобинского) проекта Модерна, системным антикапитализмом. "Реальным развитием советской системы могло быть лишь превращение антикапитализма в посткапитализм. Для этого в середине 1960-х годов имелись все материально-технические возможности. Однако номенклатура, исходя из своих квазиклассовых-квазисословных интересов, заблокировала этот процесс, выбрав путь интеграции в мировую капиталистическую систему, наивно полагая, что её «запишут в буржуинство» на равных. Результатом стало разрушение СССР, совпавшее с глобализацией", — резюмировал Андрей Фурсов. Глобализация же есть не что иное, как терминальный кризис капитализма, уверен лектор, отмечая, что об этом открыто говорят даже организаторы давосского форума. |